Рим

Витториано

Витториано располагается на площади Венеции в Риме. Это строение, выполненное из белоснежного мрамора, было воздвигнуто в начале XX в. в честь короля Виктора Эммануила II. В 1878 г. властями Италии было принято решение возвести монумент в честь первого короля новой единой Италии Виктора Эммануила II.
 
Image
 
Этот памятник должен был восхвалить не только самого короля, но весь период Рисорджименто итальянской истории. В связи с этим в 1880 году был объявлен международный конкурс, победитель которого должен был быть удостоен чести возвести монумент. Вначале конкурс выиграл Анри-Поль Нено, однако, поскольку он был французом, а не итальянцем, его кандидатуру отвергли.
 
Через два года был объявлен очередной конкурс, но уже только среди архитекторов-итальянцев. Конкурсантам предстояло создать проект монумента, который представлял бы из себя комплекс из здания и конной статуи короля перед ним. Среди 98 представленных проектов, в финале конкурса участвовало только три. В результате победил проект молодого итальянского архитектора Джузеппе Саккони.
 
В результате проект монумента стал одним из крупнейший по масштабу для своего времени. Вначале предполагалось, что для строительства будет использован римский травертин, однако в последствие было принято решение использовать боттический мрамор из Брешии, родины Джузеппе Дзанарделли, влиятельного политика, составившего указ о строительстве монумента.
 
Image
 
Боттический мрамор превосходит по некоторым качествам римский травентин, в частности легче поддается обработке. При работе над проектом монумента Джузеппе Саккони черпал вдохновение в произведениях античной архитектуры, таких как храм Фортуны в Пренесте и Пергамский алтарь. На сегодняшний день монумент, созданный им, остается самой крупной постройкой из боттического мрамора.
 
В день празднования пятидесятилетия объединения страны, 4 июня 1911 г. комплекс был торжественно открыт самим королем Виктором Эммануилом II. Окончательно в том виде, в котором монумент предстает сегодня перед взором путешественника, он был закончен только в 1935 г. Квадриги (двухколесные колесницы), являющиеся символами Свободы и Единства, были водружены над парадными проходами в 20-е гг.
 
В законченном виде основная часть монумента представляет собой портик в неоклассическом стиле с коринфскими колоннами. По обеим сторонам к портику примыкают две пристройки – пронаосы, с колоннами также коринфского ордена. Наверху обоих пронаосов располагаются бронзовые статуи – квадриги. Левую из них выполнил скульптор Карло Фонтана, она символизирует Свободу.
 
Image
 
Правую статую, символизирующую Единство, создал другой скульптор – Паоло Бартолини. Перед монументом располагаются два фонтана, левый посвящен Адриатическому морю, а правый – Тирренскому. Вдохновленный античной архитектурой, Джузеппе Саккони создал монумент в ампирном древнеримском стиле. Строительство сооружения началось в 1885 г., а последние штрихи были завершены только спустя 50 лет, в 1935 г.
 
В центральной части монумента, куда ведет лестница, приковывая к себе восхищенные взгляды, стоит двенадцатиметровая конная статуя короля – «Алтарь отечества». Чести выполнить статую короля в 1906 г. был удостоен итальянский скульптор Анджело Дзанелли. Как и в случае с проектом всего монумента, проект статуи выбирался на конкурсной основе. Чуть ниже статуи короля, в середине выступа монумента на золотом фоне стоит статуя богини Ромы.
 
По сторонам от этой статуи располагаются барельефы. На левом барельефе аллегорически изображены Земледелие, Скотоводство, Жатва, Сбор винограда, Орошение, завершают эту череду образов крылатое изображение, олицетворяющее Труд и барельеф Промышленность.
 
Image
 
На правом барельефе слева направо расположены барельефы трех женщин, несущих почетные Римские венки, за ними – мужчины, несущие штандарты легионов, затем расположены изображение триумфальной колесницы Любви к отечеству и Героя, завершает барельеф изображение священного огня Отчества. Правый барельеф в целом олицетворяет любовь к отечеству.
 
Внутри центральной части монумента, под статуей короля, располагается могила Неизвестного солдата, перед которой стоит почетный караул. Во время первой мировой войны Антонио Бергамас дезертировал из армии Австрии, чтобы присоединиться к итальянской и погиб в бою. Его мать, Мария Бергамас, собрала прах из одиннадцати гробов погибших солдат и 4 ноября 1921 г. этот прах был захоронен в монументе.
 
Во внутренних помещениях монумента расположены два музея: знамен военного флота и периода Рисорджименто. Вокруг сооружения расположены шесть статуй, символизирующие разные ценности итальянцев. Все статуи выполнены разными итальянскими скульпторами. Перед памятником слева стоит бронзовая статуя, олицетворяющая «Мысль» (скульптор Джулио Монтеверде), справа располагается «Действие» (Франческо Джераче).
 
Image
 
Остальные скульптуры выполнены, как и сам монумент, из боттического мрамора. Слева стоят статуи «Согласие» (Лудовико Польяги) и «Сила» (Аугусто Ривальта). Справа располагаются «Жертвенность» (Леонардо Бистольфи) и «Право» (Этторе Хименес). На втором этаже монумента перед пристройками – пронаосами в 1911 г. были дополнительно установлены триумфальные колонны (по две с каждой стороны), увенчанные бронзовыми статуями Викторий.
 
Все четыре Виктории являются творениями разных мастеров, если смотреть на памятник слева направо первой идет работа Н. Канталамеса Папотти, затем А. Аполлони, М. Рутелли и завершает ряд творение А. Дзокки. Из-за большого количества деталей: колонн, статуй, барельефов, некоторым горожанам монумент кажется слишком громоздким и помпезным, поэтому его в народе иногда в шутку называют «пишущей машинкой», «свадебным тортом» и другими саркастическими названиями.
 
В Витториано сегодня располагаются два музея: Рисорджименто и Музей знамён военного флота.
 
Адрес: Piazza Venezia Rome, 00186
Автобус: 46,57,85,87,88,90,90b,92,94,95,716,718,719
Часы работы: 9:30 - 16:30
Подъем на смотровую площадку: 7 евро